Скандинавский стиль vs Северный дизайн. Как всё-таки правильно?

Просмотры 285 Скандинавский стиль vs Северный дизайн. Как всё-таки правильно?

Ломаем шаблоны или популярные представления о скандинавском дизайне

Белые стены, паркет, серые шторы или их отсутствие – традиционное клише того, как выглядит скандинавский интерьер. А ещё мебель из Икеи или бабушкина, которая тоже подойдёт. Pinterest пестрит подобными изображения, а Яндекс и Google выдают кучу однотипных картинок.



Вместе с искусствоведами, преподавателями и экспертами по истории дизайна мы решили разобраться в интерьерах Стокгольмских и Гётеборгских квартир. Не тех, которые на booking.com предлагаются под сдачу, а реальных жилых пространствах, которые десятилетиями формировались наравне с самой историей скандинавского дизайна. Это не «анонимный интерьер», который, кажется, мы видим в 50-й раз. Северные пространства очень разные, как и страны скандинавского полуострова и северной части Европы.



Вы не так уж и часто встретите здесь панельные дома, привычные российскому потребителю. Зато высокие потолки или старая латунная фурнитура – вполне себе традиционная вещь. Люди живут в окружении дизайна 40-50-х гг. XX века. Нередко это «пожившие оригинальные предметы», которые передаются из поколения в поколение.

скандинавский стиль

Употреблять выражение «скандинавский стиль» – своего рода ошибка.

Дело в том, что одна из тех стран, которую мы причисляем к скандинавским, таковой не является. Скандинавские страны выделяются по языковой группе, а финский язык относится к финно-угорской, поэтому Финляндия не входит в общеупотребительное понятие «скандинавский». Получается, что скандинавский дизайн – это условность.

Всё то, о чём мы говорим, более правильно называется северным дизайном. В определении этого географического региона также употребляется термин Nordic. Nordic countries (нордические страны) – северные страны. И корни этой истории кроются отнюдь не в популярности IKEA.


Регион достаточно большой и исторически неоднородный. Несколько столетий существовали разные страны, в каждой из которых был свой язык, своё государственное устройство, и сложные взаимоотношения между ними. Финляндия, например, долгое время находилась в составе Российской империи.


Начало или как Скандинавия выделилась в культурный и дизайнерский феномен?

На популярность скандинавского дизайна в России большое влияние оказала Стокгольмская выставка 1897-го, а также серия «Балтийских выставок» начала XX века, где демонстрировались изделия художественной промышленности.

Эллен Каролина Софья Кей

Тон в дизайне того времени задавала Швеция. Писательница Эллен Каролина Софья Кей (швед. Ellen Karolina Sofia Key), автор концепции «этика через эстетику», верила, что обстановка влияет на гармоничные отношения человека с окружающим миром в самом широком смысле.

Сейчас идеи Кей о том, как правильно жить в своём доме и использовать ручной труд, широко известны и подтверждены научным путём.

Популярность Эллен распространилась благодаря её акварелям из книг, которые публиковались отдельно, а также преподаванию в народных институтах Дании и Швеции.


Мы не преувеличиваем, говоря, что скандинавское направление представляет собой нечто специфическое. Потому что северный дизайн сформировался и стал явлением, когда итальянский был ещё в зачаточном состоянии.


Шезлонг Liberty от Moooi

Шезлонг Liberty от Moooi

На первый взгляд кажется, что предмет пришёл к нам из Скандинавии 20-х – 30-х гг. На самом деле его создал Йоп ван Лисхаут (Van Lieshout) в 2018-м. Голландский скульптор поставил перед собой цель: создавать по одному стулу в день в течение месяца. Его видение – переосмысление промышленной революции с помощью воссоздания идеального мира, основанного на утраченных отношениях между людьми и сырьем. Шезлонг – часть этой серии.


Есть ряд вполне достоверных указаний на то, что, когда Италия только вступала на путь развития дизайна, его культуры, то есть в сороковые-пятидесятые годы, в скандинавских странах, в Дании в частности, с дизайном уже всё было неплохо.

И сегодня, со слов эксперта по истории дизайна Ольги Косыревой, в первенстве по количеству компаний и, вероятно, по объёму производства дизайнерской мебели высокого класса явно лидирует Дания. Которая исторически была лидером именно в искусстве краснодеревщиков, в ремесле изготовления качественной мебели.


Датская компания Gubi

Датская компания Gubi не только выпускает новые объекты дизайна, но и возрождает забытые иконы прошлого. В результате в арсенале бренда фантастическая коллекция скандинавской мебели и светильников, история которой насчитывает почти 100 лет и которая продается по всему миру.


Истоки или что позволило северным странам выйти на арену мирового дизайна?

Одна из главных причин – изготовление предметов мебели и обстановки интерьера было традиционным, а также очень хорошо развитым бизнесом. В первую очередь это касается Дании, но и Швеция с Финляндией демонстрировали силу своих мастеров. Была с одной стороны традиция изготавливать вещи на заказ под архитектурные проекты, и с другой – достаточное количество мастерских. Так как северный дизайн явление масштабное, мы сконцентрируемся лишь на одном направлении – на датчанах.


Кааре Клинт

Кааре Клинт (15.12.1888 – 28.03.1954) – дедушка датского дизайна, человек, который начал проектировать мебель как архитектор ещё в 1910-е годы. В 1923 году он возглавил направление мебельного искусства в Королевской академии художеств в Копенгагене. Клинт не только автор предметов мебели, часть из которых была сделана на заказ в ограниченном количестве или единичном экземпляре, но и конструктор предметов, которые уже на тот момент предназначались для тиражного изготовления на мануфактурах.


Propeller Stool

Propeller Stool

Одной из его самых известных работ считается складной стул-пропеллер, который Кааре Клинт создал, впечатлившись реальными достижениями авиации своего времени. Благодаря изогнутой по спирали форме ножек в сложенном виде основание стула превращается в одну цилиндрическую трость.


Кааре Клинт работал с деревом в традиционной технике, а также часто использовал материал, который мы называем венской соломкой. Сейчас большинство моделей дизайнера, запущенных в производство после Второй Мировой войны, считаются классическими.


Консоль-бар Hako от 101 Copenhagen

Консоль-бар Hako от 101 Copenhagen

Серия Hako датского бренда 101 Copenhagen продолжает традиции Кааре Клинта. В неё входят журнальные столики разной высоты, консоли и небольшой бар, который также может служить жардиньеркой для цветов. Hako – это утончённые деревянные элементы, популярная сегодня «венская соломка» и фантастическое качество подгонки деталей.


Арне Якобсен

Ещё один датчанин, который известен в дизайнерской среде, – Арне Якобсен. Его нельзя назвать типичным представителем своего времени. То, что архитектор проектировал, слишком необычно для 50-х, зато 60-е годы мы с визуальной точки зрения воспринимаем через «его формы».


Стул Ant (Муравей)

Стул Ant (Муравей)

Знаменитый стул-муравей – это не только необычная и новая для своего времени форма, но и технологический прорыв, когда сидение сделано из единого листа фанеры.


Удобство стульев Ant и Series7 привело не только к сумасшедшим продажам модели по всему миру, но и к тому, что форма стала классикой для подражания и вдохновения следующих поколений дизайнеров.


Серия стульев Montera от Poltrona Frau

   
Серия стульев Montera от Poltrona Frau

Одна из любимейших дизайнерами модель в премиальном сегменте – стул Montera.

На нём можно сидеть, прислонившись к спинке в обычном положении или задом наперёд, используя «талию», чтобы удобнее расположить ноги и развернувшись к ней животом. Находите сходство?


Знаменитая во всём мире скульптурная форма кресла Egg, что в переводе означает «яйцо», которое было спроектировано для гостиницы SAS (сейчас это Radisson Blu Royal Hotel) в Копенгагене также вдохновляет до сих пор.


Кресло Egg от Arne Jacobsen

Кресло Egg от Arne Jacobsen

Якобсен был учеником Кааре Клинта. Вещи Арне в чём-то похожи на абстрактные скульптуры: плавные скруглённые линии, доминанта формы, визуальная чистота.


Кресло Mad Joker от Poliform

   
Кресло Mad Joker от Poliform

Когда за окном агрессивная среда, нам хочется, чтобы дома всё было максимально комфортным и дарило ощущение защиты.

Вероятно, этим и обусловлена популярность направления Хюгге и Лагом.

Голландец Марсель Вандерс (Marcel Wanders), также как и Якобсен, создал для итальянского бренда Poliform кресло Mad Joker. Силуэт и линии модели формируют предмет весьма похожий на Egg.



Ханс Вегнер

Также датчанин Ханс Вегнер, которого называют королём стульев, – человек, оставивший после себя около 2500 чертежей и набросков. В них зафиксировано 500 предметов мебели, по большей части для сидения. Весомая часть его дизайнерского наследия экспонируется в ведущих музеях мира.

Вегнер очень много учился, а в молодости, ещё до военной службы, был подмастерьем в мебельной мастерской, поэтому и знал про мебель так много: как изготавливаются детали, как ведёт себя дерево, что можно из него сделать, и, главное, как можно всё это применить, усовершенствовать и даже нарушить.


Стул Round Ханса Вегнера

Стул Round Ханса Вегнера

Стул Round для PP Møbler, разработанный Хансом Вегнером в 1949-м, был выбран в качестве сидения для крупнейших теледебатов своего времени между кандидатами в президенты США Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном в 1960-м году за потрясающее удобство.


Стул Tekton Coffee Brown Oak от Flou

   
Стул Tekton Coffee Brown Oak от Flou

Итальянская фабрика Flou вместе с дизайнером Matteo Nunziati использует похожий силуэт, но с усиленными качествами комфорта/комфортности: Tekton от Flou существенно шире, что позволяет немножко изменять угол сидения за столом с течением времени (это важно при долгих беседах), а также в набивке уже используются более современные, долговечные и эргономичные материалы.

Конкретно эта модель изготовлена из массива дуба, поэтому стулья довольно тяжёлые.


Среди тысячи дизайнерский проектов сидений Ханса Вегнера также выделились модели Peacock (Павлин), сделано в 1947-м, кресла Ox (Бык) и Papa Bear (Папа-медведь), знаменитый стул Wishbone chair. Хотя все эти модели откликаются в нашем сознании пересечениями с некими историческими моделями, прототипов у большинства этих вещей не было. Они абсолютно новые! Сделаны из традиционных материалов, очень особенные и невероятно комфортные.


Стул Gent от Gubi

Стул Gent от Gubi

Традиции датских дизайнеров продолжают современные бренды. Стул Gent будто вернулся к нам из ностальгического прошлого эпохи Mid-century modern. Он невероятно удобен, а такие детали как светлая буклированная обивка и латунные элементы соединения добавляют модели нотки традиционного скандинавского уюта.


Экологичность или почему весь мир смотрит на скандинавский дизайн сегодня?

Скандинавский дизайн отталкивается от традиций, истории и, безусловно, природы.



Международные тенденции таковы, что всё цивилизованное человечество сейчас нуждается в стабильности: повсеместно набирает обороты simple living (отказ от стремления к пропагандируемым благам), recycling (производство сырья из вторичных отходов), sustainability (устойчивое развитие) – все они касаются не столько дизайна, сколько изменения в философии жизни. Людям есть чему поучиться у северян, которые находят баланс между сохранением традиций и следованием за новыми веяниями.



Постоянное взаимодействие человека со стихией, характерное для жизни Скандинавии и менталитета скандинавских народов, оказывает существенное влияние на дизайнеров Северной Европы.


Торшер The Moon от 101 Copenhagen

Торшер The Moon от 101 Copenhagen

Торшер The Moon создан мастерами датской фабрики 101 Copenhagen. Массивное основание удерживает тонкую арматуру с плафоном. Свет же отражается от поверхности латунного диска.

В коллекции 101 Copenhagen ещё есть интересные настольные лампы, «работающие» с отражённым светом и способные составить гармоничный сценарий для светового оформления домашнего, офисного или общественного интерьерного пространства.


Artichoke от Poul Henningsen

Artichoke от Poul Henningsen

Вообще, работа с отражённым и рассеянным светом – сильная сторона северного дизайна. Вспомним знаменитую лампу Artichoke (Артишок) Поуля Хеннингсена, которому не нравился бьющий в глаза электрический свет.


И в отличие от итальянской школы скандинавы отталкиваются не от эффектного и особенного внешнего облика или запоминающейся формы, а скорее от чего-то земного и практичного. Вероятно поэтому эргономичность предметов, спроектированных дизайнерами с севера Европы, зашкаливает.

Судя по тому, что общая ориентация на экологичность только усиливается, мебель, созданная представителями нордического дизайна, будет долгие годы сохранять актуальность. Мы тоже не отстаём и пополняем коллекцию своих брендов производителями из Северной Европы. Так что будем рады показать вам новинки в наших салонах.

А вовремя получать информацию о новинках, можно подписавшись на e-mail рассылку.

И лучше всё-таки приезжайте в гости, чтобы воочию убедиться в качестве северного дизайна и предметов, которые у нас представлены.


Другие статьи
закрыть
закрыть