Белые стены, паркет, серые шторы или их отсутствие – традиционное клише того, как выглядит скандинавский интерьер. А ещё мебель из Икеи или бабушкина, которая тоже подойдёт. Pinterest пестрит подобными изображения, а Яндекс и Google выдают кучу однотипных картинок.
Вместе с искусствоведами, преподавателями и экспертами по истории дизайна мы решили разобраться в интерьерах Стокгольмских и Гётеборгских квартир. Не тех, которые на booking.com предлагаются под сдачу, а реальных жилых пространствах, которые десятилетиями формировались наравне с самой историей скандинавского дизайна. Это не «анонимный интерьер», который, кажется, мы видим в 50-й раз. Северные пространства очень разные, как и страны скандинавского полуострова и северной части Европы. |
Вы не так уж и часто встретите здесь панельные дома, привычные российскому потребителю. Зато высокие потолки или старая латунная фурнитура – вполне себе традиционная вещь. Люди живут в окружении дизайна 40-50-х гг. XX века. Нередко это «пожившие оригинальные предметы», которые передаются из поколения в поколение.
![]() |
|
Употреблять выражение «скандинавский стиль» – своего рода ошибка. Дело в том, что одна из тех стран, которую мы причисляем к скандинавским, таковой не является. Скандинавские страны выделяются по языковой группе, а финский язык относится к финно-угорской, поэтому Финляндия не входит в общеупотребительное понятие «скандинавский». Получается, что скандинавский дизайн – это условность. Всё то, о чём мы говорим, более правильно называется северным дизайном. В определении этого географического региона также употребляется термин Nordic. Nordic countries (нордические страны) – северные страны. И корни этой истории кроются отнюдь не в популярности IKEA. |
Регион достаточно большой и исторически неоднородный. Несколько столетий существовали разные страны, в каждой из которых был свой язык, своё государственное устройство, и сложные взаимоотношения между ними. Финляндия, например, долгое время находилась в составе Российской империи.
На популярность скандинавского дизайна в России большое влияние оказала Стокгольмская выставка 1897-го, а также серия «Балтийских выставок» начала XX века, где демонстрировались изделия художественной промышленности.
![]() |
|
Тон в дизайне того времени задавала Швеция. Писательница Эллен Каролина Софья Кей (швед. Ellen Karolina Sofia Key), автор концепции «этика через эстетику», верила, что обстановка влияет на гармоничные отношения человека с окружающим миром в самом широком смысле. Сейчас идеи Кей о том, как правильно жить в своём доме и использовать ручной труд, широко известны и подтверждены научным путём. Популярность Эллен распространилась благодаря её акварелям из книг, которые публиковались отдельно, а также преподаванию в народных институтах Дании и Швеции. |
Мы не преувеличиваем, говоря, что скандинавское направление представляет собой нечто специфическое. Потому что северный дизайн сформировался и стал явлением, когда итальянский был ещё в зачаточном состоянии.
На первый взгляд кажется, что предмет пришёл к нам из Скандинавии 20-х – 30-х гг. На самом деле его создал Йоп ван Лисхаут (Van Lieshout) в 2018-м. Голландский скульптор поставил перед собой цель: создавать по одному стулу в день в течение месяца. Его видение – переосмысление промышленной революции с помощью воссоздания идеального мира, основанного на утраченных отношениях между людьми и сырьем. Шезлонг – часть этой серии.
Есть ряд вполне достоверных указаний на то, что, когда Италия только вступала на путь развития дизайна, его культуры, то есть в сороковые-пятидесятые годы, в скандинавских странах, в Дании в частности, с дизайном уже всё было неплохо.
И сегодня, со слов эксперта по истории дизайна Ольги Косыревой, в первенстве по количеству компаний и, вероятно, по объёму производства дизайнерской мебели высокого класса явно лидирует Дания. Которая исторически была лидером именно в искусстве краснодеревщиков, в ремесле изготовления качественной мебели.
Датская компания Gubi не только выпускает новые объекты дизайна, но и возрождает забытые иконы прошлого. В результате в арсенале бренда фантастическая коллекция скандинавской мебели и светильников, история которой насчитывает почти 100 лет и которая продается по всему миру.
Одна из главных причин – изготовление предметов мебели и обстановки интерьера было традиционным, а также очень хорошо развитым бизнесом. В первую очередь это касается Дании, но и Швеция с Финляндией демонстрировали силу своих мастеров. Была с одной стороны традиция изготавливать вещи на заказ под архитектурные проекты, и с другой – достаточное количество мастерских. Так как северный дизайн явление масштабное, мы сконцентрируемся лишь на одном направлении – на датчанах.
Кааре Клинт
Кааре Клинт (15.12.1888 – 28.03.1954) – дедушка датского дизайна, человек, который начал проектировать мебель как архитектор ещё в 1910-е годы. В 1923 году он возглавил направление мебельного искусства в Королевской академии художеств в Копенгагене. Клинт не только автор предметов мебели, часть из которых была сделана на заказ в ограниченном количестве или единичном экземпляре, но и конструктор предметов, которые уже на тот момент предназначались для тиражного изготовления на мануфактурах.
Propeller Stool
Одной из его самых известных работ считается складной стул-пропеллер, который Кааре Клинт создал, впечатлившись реальными достижениями авиации своего времени. Благодаря изогнутой по спирали форме ножек в сложенном виде основание стула превращается в одну цилиндрическую трость.
Кааре Клинт работал с деревом в традиционной технике, а также часто использовал материал, который мы называем венской соломкой. Сейчас большинство моделей дизайнера, запущенных в производство после Второй Мировой войны, считаются классическими.
Консоль-бар Hako от 101 Copenhagen
Серия Hako датского бренда 101 Copenhagen продолжает традиции Кааре Клинта. В неё входят журнальные столики разной высоты, консоли и небольшой бар, который также может служить жардиньеркой для цветов. Hako – это утончённые деревянные элементы, популярная сегодня «венская соломка» и фантастическое качество подгонки деталей.
Арне Якобсен
Ещё один датчанин, который известен в дизайнерской среде, – Арне Якобсен. Его нельзя назвать типичным представителем своего времени. То, что архитектор проектировал, слишком необычно для 50-х, зато 60-е годы мы с визуальной точки зрения воспринимаем через «его формы».
Стул Ant (Муравей)
Знаменитый стул-муравей – это не только необычная и новая для своего времени форма, но и технологический прорыв, когда сидение сделано из единого листа фанеры.
Удобство стульев Ant и Series7 привело не только к сумасшедшим продажам модели по всему миру, но и к тому, что форма стала классикой для подражания и вдохновения следующих поколений дизайнеров.
![]() |
|
Одна из любимейших дизайнерами модель в премиальном сегменте – стул Montera. На нём можно сидеть, прислонившись к спинке в обычном положении или задом наперёд, используя «талию», чтобы удобнее расположить ноги и развернувшись к ней животом. Находите сходство? |
Знаменитая во всём мире скульптурная форма кресла Egg, что в переводе означает «яйцо», которое было спроектировано для гостиницы SAS (сейчас это Radisson Blu Royal Hotel) в Копенгагене также вдохновляет до сих пор.
Кресло Egg от Arne Jacobsen
Якобсен был учеником Кааре Клинта. Вещи Арне в чём-то похожи на абстрактные скульптуры: плавные скруглённые линии, доминанта формы, визуальная чистота.
Кресло Mad Joker от Poliform |
||
![]() |
|
Когда за окном агрессивная среда, нам хочется, чтобы дома всё было максимально комфортным и дарило ощущение защиты. Вероятно, этим и обусловлена популярность направления Хюгге и Лагом. Голландец Марсель Вандерс (Marcel Wanders), также как и Якобсен, создал для итальянского бренда Poliform кресло Mad Joker. Силуэт и линии модели формируют предмет весьма похожий на Egg. |
Ханс Вегнер
Также датчанин Ханс Вегнер, которого называют королём стульев, – человек, оставивший после себя около 2500 чертежей и набросков. В них зафиксировано 500 предметов мебели, по большей части для сидения. Весомая часть его дизайнерского наследия экспонируется в ведущих музеях мира.
Вегнер очень много учился, а в молодости, ещё до военной службы, был подмастерьем в мебельной мастерской, поэтому и знал про мебель так много: как изготавливаются детали, как ведёт себя дерево, что можно из него сделать, и, главное, как можно всё это применить, усовершенствовать и даже нарушить.
Стул Round Ханса Вегнера
Стул Round для PP Møbler, разработанный Хансом Вегнером в 1949-м, был выбран в качестве сидения для крупнейших теледебатов своего времени между кандидатами в президенты США Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном в 1960-м году за потрясающее удобство.
Среди тысячи дизайнерский проектов сидений Ханса Вегнера также выделились модели Peacock (Павлин), сделано в 1947-м, кресла Ox (Бык) и Papa Bear (Папа-медведь), знаменитый стул Wishbone chair. Хотя все эти модели откликаются в нашем сознании пересечениями с некими историческими моделями, прототипов у большинства этих вещей не было. Они абсолютно новые! Сделаны из традиционных материалов, очень особенные и невероятно комфортные.
Традиции датских дизайнеров продолжают современные бренды. Стул Gent будто вернулся к нам из ностальгического прошлого эпохи Mid-century modern. Он невероятно удобен, а такие детали как светлая буклированная обивка и латунные элементы соединения добавляют модели нотки традиционного скандинавского уюта.
Скандинавский дизайн отталкивается от традиций, истории и, безусловно, природы.
Международные тенденции таковы, что всё цивилизованное человечество сейчас нуждается в стабильности: повсеместно набирает обороты simple living (отказ от стремления к пропагандируемым благам), recycling (производство сырья из вторичных отходов), sustainability (устойчивое развитие) – все они касаются не столько дизайна, сколько изменения в философии жизни. Людям есть чему поучиться у северян, которые находят баланс между сохранением традиций и следованием за новыми веяниями. |
Постоянное взаимодействие человека со стихией, характерное для жизни Скандинавии и менталитета скандинавских народов, оказывает существенное влияние на дизайнеров Северной Европы.
Торшер The Moon от 101 Copenhagen
Торшер The Moon создан мастерами датской фабрики 101 Copenhagen. Массивное основание удерживает тонкую арматуру с плафоном. Свет же отражается от поверхности латунного диска.
В коллекции 101 Copenhagen ещё есть интересные настольные лампы, «работающие» с отражённым светом и способные составить гармоничный сценарий для светового оформления домашнего, офисного или общественного интерьерного пространства.
Artichoke от Poul Henningsen
Вообще, работа с отражённым и рассеянным светом – сильная сторона северного дизайна. Вспомним знаменитую лампу Artichoke (Артишок) Поуля Хеннингсена, которому не нравился бьющий в глаза электрический свет.
И в отличие от итальянской школы скандинавы отталкиваются не от эффектного и особенного внешнего облика или запоминающейся формы, а скорее от чего-то земного и практичного. Вероятно поэтому эргономичность предметов, спроектированных дизайнерами с севера Европы, зашкаливает.
Судя по тому, что общая ориентация на экологичность только усиливается, мебель, созданная представителями нордического дизайна, будет долгие годы сохранять актуальность. Мы тоже не отстаём и пополняем коллекцию своих брендов производителями из Северной Европы. Так что будем рады показать вам новинки в наших салонах.
А вовремя получать информацию о новинках, можно подписавшись на e-mail рассылку.
И лучше всё-таки приезжайте в гости, чтобы воочию убедиться в качестве северного дизайна и предметов, которые у нас представлены.
Цены носят информационный характер, не является публичной офертой
Проектирование и дизайн – ДзенДизайн