Меня всегда волновала тема развития русского интерьера: его особенности, развитие, традиции. И как же здорово, что в Царицыно состоялась выставка «Русский интерьер: от барокко до минимализма», которая помогла структурировать мысли. Экспозиция хороша тем, что в отдельных залах, как в учебнике, представлены предметы разных стилей в хронологическом порядке. Вдохновившись выставкой, я сделала для вас подборку предметов из коллекций наших фабрик, которые соответствуют стилям разных эпох.
1
Оказывается, интерьер избы формировался в зависимости от длины дерева. Состоятельные люди могли себе позволить и два, и три сруба. Вдоль стен стояли скамьи и лавки. Были ещё стол, божница и множество сундуков разного размера. Иногда делались поставцы для посуды, которые ставились на лавки. Такой интерьер сохранялся столетиями.
![]() |
|
![]() |
2
Восемнадцатый век времён правления Петра I – поворот к европейской стилистике, интерьерам Англии и Голландии. В Европу на обучение отправляют не только «административных работников», но и мебельщиков. Начинается эпоха русского барокко. Мебель становится подвижной. Представляете, лишь в это время в России появляется стул со спинкой. Если раньше на троне могли восседать только представители власти (в том числе и духовенство), то сейчас стул становится обычным предметом обихода, который можно придвинуть к рабочему столу. В общем, в это время родился совсем другой характер русского интерьера. Посмотрите на эти консоли со звериными лапами-ножками. Плавные барочные завитки, много декоративных элементов, фрагменты, обработанные в технике золочения по дереву, элементы напоминающие раковины – всё это приметы того времени. Мебель широкая, устойчивая, основательная.
![]() |
|
![]() |
3
В период правления Елизаветы Петровны барокко постепенно вытесняет новый стиль рококо, возникший в 1720 гг. во Франции и через два десятка лет появившийся во дворцах Петербурга. На пьедестале этот стиль продержался недолго: всего два десятилетия. На Западе рококо часто был настолько декоративным, настолько пышным, что даже не всегда возможно было прочитать структуру, саму суть предмета. В России стиль проявился более сдержано, во многом благодаря сохранившимся традициям петровского времени. В это время в Туле на оружейных заводах начинают производить металлическую мебель. Например, на кресле, представленном на выставке, заметно влияние стиля Чиппендейл. Ощущение, что барочные «звериные лапки» постройнели и привстали на цыпочки. Эта мебель словно танцует на пуантах. В качестве украшения используются орнаменты на темы из мира флоры.
![]() |
|
![]() |
4
Будто устав от чрезмерной декоративности рококо и барокко, аристократическая публика того времени обращается к классицизму. Рассвет этого стиля приходится на годы правления Екатерины Великой. Идеи рационализма распространяются не только на философскую мысль. Интерьер становится сдержанным, реалистичным, структурным и симметричным. Огромную роль в появлении моды на классику сыграли раскопки Помпей и новое открытие культурного наследия античного времени. В декоре появляются дубовые и лавровые гирлянды, меандры (орнамент часто встречается на греческих сувенирах), аканты (похожие на полынь). Мебель теряет плавность переходов от одного элемента к другому, характерную для рококо. Более того, стыки между отдельными элементами подчеркиваются орнаментально. Изгиб формы ножек исчезает, его заменяют ножки-колонны (круглые или квадратные), сужающиеся к низу. Спинка стульев и кресел приобретает форму медальона или прямоугольной рамки. Все предметы мебели поддерживают идею симметрии.
![]() |
|
![]() |
5
Ампир - продолжение классицизма, обращённое к другим периодам прошлого: к позднему Риму. Весь пафос этого стиля был направлен на прославление императорской власти. Ампир распространяется в русском интерьере, захватывая не только дворцы, но и дворянские усадьбы, где основными предметами гостиной того времени были диван, придиванный столик и кресла. В кабинете могли стоять секретеры и столы для карточных игр. Так как в эпоху императора Александра I были введены «санкции» на всё французское, российским архитекторам и мебельщикам пришлось осваивать модное направление самостоятельно. Имперский стиль проявился в России появлением орлов, лавровых венков и львов – в общем, любых символов власти не только в качестве декора мебели, но и в её обивке и общем текстильном убранстве интерьера. Дорогая дворцовая мебель изготавливалась из красного дерева, палисандра и карельской берёзы. В моду вошёл малахит. И кстати, воспринимаемое величие было гораздо важнее комфорта.
![]() |
|
![]() |
6
Промышленная революция сыграла своё дело, и появление большого количества зажиточных граждан потребовало особой обстановки скорее пригодной для городского дома нежели для загородной усадьбы. Цитирование исторических стилей в интерьере перешло с античных времён на более поздние. Появились нео-готика, нео-барокко, нео-рококо. Теперь нет строгого требования к следованию одному стилю. В разных частях дома мы можем встретить восточную гостиную, элементы ренессанса в столовой, готический кабинет или библиотеку и т.д. Предметы разных стилей встречаются даже в пределах одной комнаты. Теряется разделение на парадные и жилые интерьеры. Они становятся камерными, уютными.
![]() |
|
![]() |
7
В разных странах модерн берёт начало в национальных традициях. По-настоящему стиль вошел в культуру нашей страны при Николае II. К созданию русских интерьеров в этом ключе приложили руку практически все крупные художники того времени. Википедия пишет: «Гладкие, нерасчлененные мебельные поверхности стиля модерн получаются благодаря переходу на механизированное фанерование и сборку. Считается, что изогнутые формы мебели модерна родились еще в середине XIX в., когда знаменитая венская фабрика Михаэля Тонета запустила в производство стул, сконструированный из гнутой под паром древесины, — «венский стул»». Одно из направлений модерна – русский стиль. Создатели мебели в это время вдохновлялись фольклором, но интерпретировали его на новый лад. Поздние проявления модерна – это сглаженные углы и изогнутая мебель с ниспадающими плавными линиями, повторяющими растительные мотивы. Основная идея – создание гармоничного интерьера, все элементы которого тесно связаны друг с другом.
![]() |
|
![]() |
8
Последний зал выставки посвящён советскому периоду в истории русского интерьера, у которого был свой собственный легко узнаваемый стиль. И здесь мы можем смело говорить уже не об искусстве, а о дизайне первой половины XX века.
Особенно важно сказать о мебели, выполненной в 1930-е годы по проекту архитектора Бориса Иофана для квартир его знаменитого Дома на набережной. Этот дом был построен для членов правительства и отчасти отражал популярную идею самодостаточного дома-коммуны, придуманного известным французским философом-утопистом начала XIX века Шарлем Фурье. Все, что наполняло квартиры — мебель, выключатели, абажуры-держатели, даже трубы для самоваров, — было казенным, и жильцы подписывали специальную бумагу, обещая сохранность обстановки. Мебель изготавливали рядом с домом — в церкви, в которой были оборудованы мастерские. Именно эта мебель олицетворяет стиль конструктивизма, который тогда господствовал в Советском союзе. Делали её из мореного дуба, который является очень дорогим материалом, а это уже, как мы знаем, признак стиля арт-деко.
![]() |
|
![]() |
9
1960-е годы были замечательной эпохой для советского интерьера. До этого дома строились из кирпича, и весь процесс строительства был достаточно долгим. Страна пережила ряд кризисов, и большинство жителей обитало либо в коммуналках, либо в бараках. Появление панельно-блочных домов, которые возводились с огромной скоростью, пришлось как раз на это время. Старая мебель уже, конечно, не могла поместиться в новых малогабаритных квартирах. И появился новый тип предметов — интернациональный стиль, минимализм. И рождается термин «эргономика»: мебель удобна, легко трансформируется, что безусловно отражает основные веяния эпохи, которую мы привычно для себя называем «оттепелью».
![]() |
|
![]() |
Цены носят информационный характер, не является публичной офертой
Проектирование и дизайн – ДзенДизайн