Ритмы больших городов превращают нашу жизнь в гонку. Это сродни одержимости эффективностью, совершенством, идеальной пропорцией и симметрией. Ускоряющемуся миру как никогда нужны новые ориентиры. Чрезмерная стимуляция бесконечными потоками информации и ориентация на успех приводят к преждевременному выгоранию. Укромным местом, где суета отступает, становится дом. Здесь восполняется энергия, уходят тревоги, рождаются новые мечты.
Когда необходим прогресс, мы смотрим на Запад, когда нужна мудрость — глаза устремляются на Восток. О японской философии ваби-саби заговорили несколько лет назад. Эта эстетика – освежающий антидот для нашего стремительного мира, способствующий расслаблению и зарождению силы. Ваби-саби называют дзеном вещей, микротрендом, который покорил мир, религией эстетизма – поклонения прекрасному. Среди её поклонников актриса Джессика Альба и основатель Twitter Джек Дорси.
Ваби 侘 – красота в простоте. Пустота – идеальное выражение простоты. Принципиальное отличие от минимализма выражается в принципе «убрать всё лишнее, но сохранить поэзию». Чистый, но не стерильный.
Саби 寂– мимолётность, благородная патина времени. От глагола сабиру – ржаветь, разрушаться, проявлять признаки старения. Красота саби не может быть создана руками человека.
Элизабет Гордон, редактор House Beautiful
«Во-первых, вам никогда не научиться видеть красоту, если вы сохраните привычный, проверенный временем настрой. Вы должны смотреть на всё свежим взглядом. Нужно забыть о цене, возрасте, социальном контексте, престиже и т.п. Отбросьте все суждения других людей и реагируйте на предмет так, словно это объект природы, такой же, как деревья, закаты, облака и горы.
Во-вторых, вам не научиться видеть красоту, если будете смотреть на предметы в изоляции друг от друга. Особенно на те, что неразрывно друг с другом связаны. Красота вещей возрастает или сжимается – в зависимости от того, в какой среде вы их воспринимаете».
Столетиями философия ваби-саби была неразрывно связана с традиционной чайной церемонией, где культивируется умение ощущать мир, погружаясь в него целиком и полностью, а не оценивая его со стороны. Главная мысль – искать красоту всеми чувствами. Спокойствие, гармония, красота, несовершенство – четыре столпа, на которых держится это искусство. Именно с посуды началась история ваби-саби. Для её реставрации стали использовать технику кинцуги – восстановления с помощью клея на основе urushi (густого и вязкого сока лакового дерева, смешанного с порошковым серебром или золотом). Дословный перевод кинцуги – «залить золотом». Мировоззрение настолько актуально, что на западе выпускают коллекции новой посуды, стилизованной в этом духе.
![]() |
|
![]() |
По мнению британского интерьерного журнала House Magazine, философия ваби является «отличным противоядием для общества, построенного на одноразовых товарах… похожих друг на друга». Красота ваби-саби не всем по вкусу. Стилистически она имеет общие черты с «примитивным» искусством.
![]() |
|
![]() |
Паола Навоне не побоялась оставить следы сварки на металлическом каркасе. В этой детали уже можно уловить определённый шарм. Со временем стул станет только лучше: толстая кожа сидения, опирающегося на сетку из металла и ремней, постепенно приобретёт уникальную форму тела хозяина. |
Ковёр, изготовленный в Непале по дизайну Studiopepe, входит в авторскую коллекцию Signature. Сочетание разных фактур шерсти гималайских овец на хлопковой основе, высушенной под горным солнцем, делает эту настенную модель неповторимой. |
#realbeauty Отказ от погони за недостижимым идеалом, популярность хештегов #безфотошопа и #iwokeuplikethis —вписываются в контекст ваби-саби: мы несовершенны, и это прекрасно. Но есть тонкости, которые помогут сохранить баланс между бережным и небрежным.
Ваби-саби
|
||
Да |
Нет |
|
Реакция вашего сердца на красоту |
Повидавшее виды кресло. Ваби-саби ≠ внешний вид |
|
Набухшие почки солнечным весенним днём |
Пышное цветение |
|
Уникальное несовершенство |
Массовое потребление |
|
Поэтическая беспорядочность и разнообразие, которые сложно поставить на поток |
Доминирование геометрических форм, единообразие, масштабируемость на основе детально проработанных чертежей |
|
Обстановка безмятежная, спокойная, обволакивающая, как материнская утроба |
Обстановка индустриального офиса, динамичная, упорядоченная, подчинённая иерархии |
|
Обладает аурой или вызывает ощущения. Впечатление |
«Ваби-саби — отличный повод не застилать постель!» Распространенная имитация ваби-саби – неряшливость |
|
Тусклый блеск старинного дерева столешницы любимого |
Предмет «размахивает транспарантом, крича «Я имею большое значение!» |
|
Выявлять скрытую красоту |
Универсальный архетип, прототипический объект |
|
Можно охарактеризовать как теплые |
Можно охарактеризовать как холодные |
В Японии форма – это всё. Это относится к вещам ручной работы (вот почему ремесленники десятилетиями учатся, прежде чем могут считать себя мастерами). Но нерукотворная красота — состояние, порождаемое временем, а не рукой человека — ценится выше.
![]() |
|
![]() |
Дизайн Шарлотты Перриан 1940-го года. Сиденье шезлонга состоит из двенадцати изогнутых деревянных полос тика, который от взаимодействия с природой и временем становится только краше. |
При выделке одной из категорий кожи Baxter сохраняют изъяны, полученные животными в течение жизни: шрамы, царапины, точки от укусов слепней… Такая обивка всегда уникальна. |
Медленная революция, которую совершил Сэн-но Рикю (1522-1591), — протест показной роскоши. Но сегодня чайные домики могут стоить дороже особняка, а с виду скромная чайная посуда тоже нередко бывает баснословно дорогой. Короче, ваби-саби – это совсем не про деньги. Здесь скорее важна душевная простота дома – тот опыт, который вы хотите создать для себя, своей семьи и друзей.
![]() |
|
![]() |
Вывернутые наружу швы, отсутствие прямых углов, мягкое сидение – дружелюбной и располагающей к открытости может быть даже банкетка. |
И такое зеркало в прихожей совершенно точно снижает градус официоза, приглашая зайти внутрь и обещая гостеприимство, радушие и уют. |
Степень простоты стилистически выражается в Японии четырьмя понятиями: хаде, ики, сибуи, дзими. На этой шкале ваби-саби находится где-то между сибуи и дзими.
Хаде |
Ики |
Сибуи |
Дзими |
Показной |
Шикарный |
Близкое к элегантному |
Скромный |
Роскошный |
Стильный |
Тонкое или сдержанное |
Суровый |
Сложный |
Светский |
Спокойствие |
Простой |
Яркий |
Изысканный |
Глубина |
Тусклый |
Громкий |
Тихий |
Мы слишком много времени проводим в… изолированных коробках – квартирах, машинах, офисах. Мозг же нуждается в дополнительной чувственной стимуляции, ведь красота раскрывается не только визуально, но и тактильно. Интерес рождают фактуры, формы, масштабы и тени, а не только цвета и изображения на мониторе.
«Приходится платить высокую цену за то, что из жизни были изгнаны успокаивающие тени и богатые фактуры, а предпочтение отдано скорости и эффективности». – японист и коуч Бет Кемптон.
Предметы, словно говорят «потрогай». В них застыло время: солнце, ветер, дождь, жара и холод оставили свои знаки.
Выветривание
Дождевые потёки
Красота увядания
Старение
Следы случайных происшествий
Покорность естественным процессам
С неровной поверхностью
Рыхлый
Шероховатый
Земной
Невзрачный
Потемневший
Поблёкший
С нечётко очерченными границами
С текстурными метаморфозами (про ржавчину)
С масляной копотью
За гранью восприятия 5-и органов чувств
![]() |
|
![]() |
Сложная фактура фарфора, напоминающая измятую бумагу, выразительна и визуально, и тактильно. |
Вазы из посеребренной латуни со временем будут только хорошеть, приобретая благородную патину. |
По запросу wabi sabi interior поиск Google выдает 7 850 000 результатов. И большинство иллюстраций находится где-то в бескрайнем спектре серых оттенков.
Дымчатый оттенок рассветных сумерек
Серо-голубой с коричневым
Серебристо-красный с тёмно-серым
Серебристо-ржавый цвет коры молодых саженцев
Коричнево-зелёные набухшие почки
Молочный оттенок неотбеленного хлопка
Цвет конопляной ткани
Цвет переработанной бумаги
Жёлто-зелёный
Индиго
Насыщенный коричневато-синий
Приглушённый зелёный
Чёрно-зелёный
Сине-чёрный
![]() |
|
![]() |
Сложный синий оттенок обивки в сочетании с матовой фактурой нубука. |
Оттенки серого с цветными вкраплениями, не выходящими за грань природной палитры. |
Ваби-саби удалось выйти за пределы каталогов об интерьерах и напомнить, что окружающий нас мир прекрасен без фильтров, стоит только остановиться и увидеть это. Единение с природой транслируется во всех интерьерах. Материалы всегда натуральные, экологичные, причем будут выбраны те, которые легкодоступны в конкретном регионе. Этот принцип определяет стиль и суть. Искать красоту вокруг себя.
![]() |
|
![]() |
Красота живёт не только в очевидном, радостном и громком. Натуральные матовые материалы – отдых для уставших глаз. |
Простой, неброский, неотшлифованный предмет будит размышления о возвышенном и заурядном в нашей жизни. |
Натуральный камень
Некрашеный металл
Грубое, минимально обработанное дерево в отделке и мебели
Грубоватый, натуральный текстиль, необработанный, словно застиранный лен
Циновки
Рисовая бумага
Перья
Дары дикой природы
Стены традиционного японского жилища тонкие и нередко передвижные, что позволяет лучше использовать пространство. Комнаты с полами, застеленными циновками-татами… часто из места отдыха превращаются в пространство для медитации, из столовой – в спальню. Отсюда рождается принцип мобильности и гибкости (читай «многофункциональности»).
Передвижные книжные полки
Ширмы
Тканевые занавески
Пустые стены
Визуальные паузы
![]() |
|
![]() |
Такие детали не предназначены для защиты от сквозняков, но они помогают в мгновенье ока изменить назначение пространства: из спальни в кабинет, из гостиной в место для уединения. |
Компактный книжный стеллаж с вращающимися полками. Одно движение отделяет нас от делового кабинета и возвращает в личную библиотеку с любимой книгой… мечтами и грёзами. |
Леонард Корен, теоретик архитектуры и дизайна, главный редактор авангардного арт-журнала WET
«Какой бы суровой формы материального аскетизма человек не придерживался, в его жизни всё равно присутствуют вещи. Ваби-саби – хрупкий баланс между удовольствием от обладания и радостью свободы».
Ваби-саби – это не пассивное пространство. Человек, попадающий в интерьер, трудится, чтобы замечать детали, культивировать в себе наслаждение. Такой взгляд на жизнь предполагает, что сначала мы испытываем и лишь потом размышляем - воспринимаем мир сердцем, а не глазами. Так работает аскетичная красота, пробуждающая мысли о самой жизни.
Простота как эстетический идеал
Безыскусный
Незамысловатый
Натуральные матовые материалы
Настоящая природа
Неровные поверхности
Ограниченное число материалов
Однотонная мебель
Абстракции
Естественный цикл жизни
Связь с прошлым
Антиквариат
Глубинный смысл: всё сущее исчезает
![]() |
|
![]() |
Этот гигантский плафон из войлока привносит в интерьер природную гармонию. |
Нечётко очерченные границы придают ощущение обволакивающей мягкости всему интерьеру. |
При создании интерьера важно не терять невидимую нить, связывающую все части в наполненное смыслом целое. Как вещи в комнате влияют друг на друга? Как работают
с пространством?
друг с другом?
с потоком жизни?
какие чувства они будят в нас?
Леонард Корен, теоретик архитектуры и дизайна
«Ваби-саби выходит за рамки красоты отдельного предмета или места… это нематериальное чувство».
Исторически из-за небольшой территории и колоссальной сейсмической активности жилища были маневренными и маленькими, чтобы их было легко восстановить. Именно по тем же причинам зародилась их склонность к минимализму.
Современная ситуация в Стране восходящего солнца с её перенаселёнными городами привела к тому, что японцы стали непревзойдёнными мастерами стиля и архитектуры малых форм. Именно здесь можно встретить самые маленькие в мире квартиры. Площадь недвижимости измеряется татами (90*180 см) – 1,62 м2. В распоряжении студентов квартиры около 3 татами, то есть меньше 6 м2. Работающие люди перебираются в квартиры из расчета 6 татами на человека. Так что несчастные хрущевки выигрывают 2 м2 + балкон.
![]() |
|
![]() |
Компактность – не единственное преимущество этого столика. Столешница покрыта латунью, что со временем сделает предмет ещё более выразительным. |
Даже крошечное пространство может приобрести индивидуальность благодаря небольшим асимметричным коврикам с рельефной поверхностью. |
Помещения в духе ваби-саби чаще маленькие, изолированные. Чайная комната чуть больше 3-х м2. Её площадь не превышает 9 м2. Так интерьер Chanola, чайной комнаты, расположенной в угловой части цокольного этажа торгового центра Matsuya Department Store в Токио, вписывается в площадь 17 м2. Задняя стена выложена мозаикой из металлических листов, в разной степени потемневших и поржавевших. Стол на переднем плане (справа) изготовлен из бетона, подвергнутого пескоструйной обработке, и (слева) дерева. Этот умиротворяющий уголок позволяет отдохнуть от суматохи торгового центра и в любой момент проникнуться ощущением ваби-саби.
Хироси Тэсигахара, потомственный иэмото (великий мастер) школы современной икебаны Согецу, предложил трём самым известным и востребованным японским архитекторам (Тадао Андо, Арата Исодзаки, Киёнори Кукутакэ) воплотить их видение чайного домика. Проект получился неоднозначным, споры идут до сих пор.
Один из самых известных проектов — пентхаус отеля Роберта Де Ниро The Greenwich Hotel на Манхэттене. Он воплощён Axel Vervoordt Company, которая продолжает устанавливать стандарты. Аксель Вервордт (Axel Vervoordt) — уважаемый коллекционер, куратор, антиквар и всемирно известный дизайнер. В его интерьерах барочные аксессуары соседствуют с деревенской мебелью, а произведения современного искусства висят на кривых стенах.
Робин Кланг и Эюб Бичич (Robin Klang и Ejub Bicic) основали в Стокгольме студию интерьеров Perspective Studio, воплощая целостный подход к дизайну. Когда дело доходит до создания среды они предлагают необычную интерпретацию скандинавского дизайна с оттенком ваби-саби. Самый заметный и недавний их проект - клиника кожной терапии Doctor K.
![]() |
|
![]() |
В интерьерах Робин Кланг и Эюб Бичич используют культовую модель стула по дизайну Pierre Jeanneret. |
Основатели Perspective Studio не отказываются от использования в своих интерьерах простой геометрии. |
Интерьер Chanola, чайной комнаты, расположенной в угловой части цокольного этажа торгового центра Matsuya Department Store в Токио. Задняя стена выложена мозаикой из металлических листов, в разной степени потемневших и поржавевших. Стол изготовлен из бетона, подвергнутого пескоструйной обработке, и дерева.
Проект Мастерской Sergey Makhno Architects получил «золото» на международном конкурсе IDA Design Awards 2019. Дом Шкруба или «дом в духе ваби-саби», построенный дизайнером для своей семьи, был признан лучшим в номинации Professional Interior Design («Профессиональный дизайн интерьера»).
Дизайнер Жанетт Вальтер (Jeanette Walther) построила свой дом в амбаре недалеко от немецкого городка Рура (Ruhrgebiet – und Sprockhövel, Ortsteil Haßlinghausen). На первом этаже теперь размещается её мебельный шоу-рум, а на втором – живёт её семья. Более подробную статью можно найти в немецком AD.
Леонард Корен. «Ваби-саби. Японская философия для художников, дизайнеров и писателей» (вышла в России в 2018 году в издательстве «Манн, Иванов и Фербер»).
Бет Кемптон. «Wabi Sabi. Японские секреты истинного счастья в неидеальном мире» (вышла в России в марте 2019 года в издательстве «Бомбора»).
Джули Пойнтер Адамс. «Ваби-саби: гостеприимство по-японски» (вышла в Минске в 2019 году в издательстве «Попурри»).
Подпишитесь на нашу e-mail рассылку, чтобы получить вторую часть статьи про дзен вещей, природную составляющую в интерьере, а также про особенности освещения ваби-саби.
Цены носят информационный характер, не является публичной офертой
Проектирование и дизайн – ДзенДизайн