Чтобы не сидеть на месте, познакомиться с архитектурой XX века, и провести с нашими партнёрами больше времени на свежем воздухе в летние месяцы, в ТРИО-Интерьер реализовали необычную некоммерческую инициативу.
![]() |
|
Евгений Мильнер, коммерческий директор «ТРИО-Интерьер». Как правило, интерьерные салоны проводят либо увеселительные мероприятия у себя или в ресторане, либо знакомят аудиторию с продукцией своих поставщиков. Мы же предложили нашим партнёрам посетить объекты наследия нашего тревожного XX века. |
Символично завершая цикл поездок в день знаний, мы поговорили с коммерческим директором «ТРИО-Интерьер» Евгением Мильнером о том, какие идеи доминировали в архитектуре XX века, чем отличалось жильё партийной элиты, и почему так важно оглядываться назад и ценить то, что мы имеем.
Группа наших архитекторов и дизайнеров в наукограде Пущино.
В этом сезоне получилось реализовать три поездки по «местам советского модернизма» с посещением города-памятника Пущино, дома Наркомфина, Дома-коммуны на Орджоникидзе. Что запомнилось?
Пока кто-то скучал по Милану, мы подпитывали свой IQ погружением в историю отечественной архитектуры. Пришлось уместить двухдневную программу в несколько часов, поэтому хочется ещё: больше, подробнее, с деталями, и прочими архирадостями.
В мастерской на крыше Дома аспиранта и стажёра.
Благодаря гостеприимным пущинцам и пущанкам, а также профессиональным гидам мы увидели советский модернизм под другим углом. Заглянули в Институт биофизики клетки, оценили монументальные панно и фонтан в Институте белка, прогулялись возле СКБ Биологического приборостроения и увидели Филиал Института биоорганической химии… А ещё были дом быта, ЗАГС, детский сад «Сказка», жилой квартал АБ…
![]() |
|
![]() |
Любопытно, насколько в дизайне всё циклично. Посмотрите, как гармонично цветовое решение: эти оттенки зелёного, синего и терракоты мы увидим не в одной трендовой палитре сезона 2020-2021. |
Архитектурные элементы декора фасада «продолжаются» в интерьере. Холл института биохимии и физиологии имени Г. К. Скрябина отделён от улицы лишь прозрачными окнами размером в два этажа. |
![]() |
|
Евгений Мильнер, коммерческий директор «ТРИО-Интерьер». Погодка утром была прохладная, согрелись душевным теплом общения и живым пламенем камина, который во время обеда растопили специально для нас. |
Зал для переговоров с витражными окнами, рассеивающими солнечный свет.
Кирпичный фасад здания детского сада «Сказка» в наукограде Пущино.
Завершилась поездка импровизированным пикником на крыше Дома аспиранта и стажёра с роскошными видами на город и пойму Оки.
Также с друзьями и коллегами посетили уже ставший легендарным дом Наркомфина. Не меньше, чем красота самого здания, поразил и порадовал масштаб работы, которая была проведена, чтобы восстановить, отреставрировать этот шедевр, вернуть его людям. Особенно чувствуется на контрасте с фотографиями 2015 года, где состояние здания напоминает десятки и сотни других, находящихся «под охраной государства» заброшенных усадеб и советских построек. Это ещё раз говорит о том, насколько эффективнее частная инициатива, частные инвестиции.
Дизайн-объекты в интерьерах дома Наркомфина*
![]() |
|
![]() |
ELLE Decoration не стали дожидаться окончания реставрации и обставили ячейку 2Ф современными объектами дизайна в минималистском духе Баухауса и конструктивизма. Слева на фото ваза Sphere Square датской фабрики 101 Copengagen. |
На фото чёрный письменный стол Concorde от Poliform по дизайну Эммануэля Галлина (Emmanuel Gallina), на переднем плане кресло Gemma с татуированным рисунком от Baxter, на стене асимметричный ковёр Hello Sonia, сотканный вручную в Непале, от cc-tapis. |
А какое ваше мнение о том, что функционалистские идеи реализовывались для элиты — в тот момент, когда повсеместно декларировались принципы уравниловки, у нас, оказывается, была элита?
Вспомним, что братья Кастильоне сделали светильник Arco для того, чтобы вокруг стола с сидящими за ним гостями могли свободно проходить официанты. В доме Наркомфина такой буржуазности не было. Нам повезло, что нарком финансов РСФСР (1924 - 1929) Н. А. Милютин являлся заказчиком этого здания. Он разделял современные ему новые архитектурные веяния и привлёк к реализации проекта архитекторов Моисея Гинзбурга, Игнатия Милиниса и инженера Сергея Прохорова. Там ничего лишнего — исключительно функционализм. И пусть даже эти два этажа в одной ячейке, но там минимум «квартир» с метражом 70 и 100 м². Большинство ячеек от 30 до 35 м² — небольшие по современным меркам. Конечно, сам народный комиссар жил в том, что мы могли бы сейчас назвать пентхаусом. И кстати, если говорить о современных трендах, то вопросы нейроэстетики поднимались уже при реализации цветового решения интерьера в доме. «Малярстрой» для этой цели пригласил Хиннерка Шепера из Баухауса. Совместно с Гинзбургом они изучали, как цвет стен будет воздействовать на психику человека. Замечу, что это происходило почти 100 лет назад.
Дом-коммуна текстильного института давно признан памятником авангарда.
Совсем другая идеология реализована в Доме-коммуне на Орджоникидзе. Если в доме Наркомфина есть приватность, то коммуна по прошествии времени воспринимается как достаточно жестокий эксперимент. Красивое здание с очень интересными архитектурными находками, но… — это совершенно дикая идея с точки зрения современного человека.
![]() |
|
![]() |
Узнали, как архитектурная утопия пережила столкновение с реальностью и почему здание так хорошо выглядит в наши дни. |
Вновь погрузились в экспериментаторский дух советской архитектуры 1920-30-х в одном из наиболее известных зданий эпохи. |
Дом-коммуна текстильного института давно признан памятником авангарда. Это одно из наиболее тщательно отреставрированных зданий эпохи, где Николаевым воплощены все архитектурные принципы, сформулированные Ле Корбюзье. Сейчас в коммуне живут аспиранты МИСиС.
В холле Дома-коммуны. Известен факт, что после смерти Ле Корбюзье в его библиотеке были найдены чертежи здания со всеми коммуникациями и технологическими решениями. Учитывая годы строительства здания, до сих пор не ясно, кто у кого вдохновлялся.
Конструктивистский лестничный пролёт в Доме-коммуне на Орджоникидзе.
Фасад Дома-коммуны с ленточными окнами.
Световое окно в помещении, обеспечивающее естественным светом аудиторию в целях экономии весьма дорогого на момент строительства электричества.
То есть они учитывали нашу эргономику, наше функционирование, но не учитывали психологию личности?
Это был аспект, который хотели переломить в тот момент. Они искренне верили, что человеку будет так лучше, просто он пока ещё об этом не знает. Здесь не было вообще никакой приватности. Никакой! Сплошные стёкла, которые в итоге жители этого чудесного муравейника занавешивали газетами.
![]() |
|
![]() |
Terraco — модный сегодня строительный материал с корнями из венецианских палаццо весьма органично смотрится на полу в институте биохимии и физиологии имени Г. К. Скрябина. |
Мозаичные панно, множество которых было найдено в городских домах Помпей и Геркуланума, повсеместно используются в советской архитектуре и вновь становятся модным в XXI веке. |
Какие уроки мы вынесли из этих экскурсий?
Прекрасно, что человечество развивается! Без этого никуда!
Сегодня изменились представления об удобстве, мне кажется, что с высоты нашего времени даже два этажа в квартирах Наркомфина — не очень удобно. Люди сейчас в большей степени технологичны, архитекторы используют новые материалы, но, в то же время, мы общаемся с заказчиками, которые хотят видеть в своих домах окна в пол.
Я могу сказать лишь, что возвращаться к истокам, ценить наследие, которое у нас есть, даже если это такая незначительная вещь, как ленточные окна, — это то, что даёт нам возможность двигаться вперёд, используя опыт удачных и неудавшихся экспериментов XX века.
И если вам интересен дизайн, заглядывайте к нам в салон на чашечку кофе. Что-что, а побеседовать на эту тему любят все наши сотрудники.
*Фото: Сергей Копытин; Стиль: ELLE Decoration
Все остальные фото: Василий Буланов @fotkino
Цены носят информационный характер, не является публичной офертой
Проектирование и дизайн – ДзенДизайн